Воскресенье, 05.05.2024, 22:11

Центр практической психологии
"Формула Победы"

Категории раздела
Список тегов
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 22
Друзья сайта



Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Анна Савельева » Cтатьи Анны Савельевой

Церкви разные нужны…
 

        Жители Бернгардовки недавно увидели вывеску нового учреждения, появившегося наряду с магазинами, почтой и школой в этом районе г. Всеволожска. Этим учреждением является «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней». Можно сказать, что конкуренция в духовной сфере добралась даже до такого небольшого поселка как Бернгардовка, потому что храм Православной церкви и помещение «Церкови Иисуса Христа Святых последних дней» разделяют всего несколько сот метров.

         Многие с опасением относятся к новым религиозным движениям и опасения часто обоснованы из-за действий адептов этих движений, но на протяжении всей истории человечества регулярно возникали новые религии, особенно множество сект появилось в мире начиная с 70-х годов прошлого века. Такое бурное развитие породило даже новые разделы в науке – психологию религии, социологию религии, которые пытаются понять и объяснить поведение верующих, руководителей религиозных направлений и простых сектантов, изучить причины зарождения и развития религиозных чувств у людей. В настоящее время нельзя просто бояться сект или предавать их анафеме, нужно понять – что приводит человека к адвентистам, баптистам, духоборам, буддистам или сайентологическую церковь.

         Американский ученый Родни Старк, тщательно изучавший религиозные движения, предложил использовать экономическую модель рационального выбора применительно к тому, как люди выбирают религию. Иначе говоря, неофиты приходят в новую веру не после знакомства с доктриной этой секты или церкви, а на основании анализа соотношения цена-качество, точно так же как мы выбираем в магазине стиральную машину или картошку на рынке.

         Г-н Старк считает, любая религиозная организация также живет в рыночной экономике, только их товар – религиозные идеи, которые они предлагают потребителям. Чтобы быть успешной каждая новая церковь, как и любое коммерческое предприятие, должна рекламировать и продвигать себя, бороться с конкурентами, работать со своими членами и взаимодействовать с окружающим ее обществом, не нарушать законы, чтобы ее не закрыли власти.

         Лучше всего приживаются на российской почве церкви и секты так или иначе связанные с христианством, т.е. с традиционной верой нашего народа. Более тысячи лет русские люди верили в Иисуса Христа, поэтому даже молодому человеку трудно резко поменять свои взгляды на мир, одежду и внешний вид и стать буддистом. Такие церкви подчеркивают свою связь с христианской традицией в своих доктринах и в названиях – евангелисты, или та же Церковь Иисуса Христа Святых последних дней в Бернгардовке. Чтобы добиться успеха, взгляды, исповедуемые новой религией, не должны вступать в противоречие с основами культуры той среды, в которой распространяются. Раннее христианство в начале своего развития также опиралось более древнюю религию – иудаизм.

         Однако мало полагаться на традиции, как и в коммерции, клиенту нужно постоянно предлагать что-то новое, заинтересовывать и давать ему то, чего ему нигде в другом месте не предложат. В этом плане традиционная церковь отстает от новых сект, полагаясь на вековые традиции и защиту государства. Новые религии объясняют своим членам, что другие церкви хуже и не достойны их высокого духовного уровня, и если ты член нашей организации, то ты лучше других людей, не такой как все, т.е. избранный. Новые движения требуют от своих членов различных жертв и не только материальных, ученые заметили, что те религии, которые ничего не требуют от своих адептов, довольно скоро прекращают свое существование. Чем больше человек пожертвовал во имя идеи, тем дольше он будет ей привержен.

         Исследования новых религиозных движений показывают, что их членами обычно становятся молодые и хорошо обеспеченные люди. Зачем они приходят в эти секты? В сектах они получают то, что хочет каждый человек – любовь, безопасность, чувство принадлежности к группе единомышленников, в такой среде молодые люди общаются, поют, танцуют, часто получают то, чего лишены за порогом новой церкви. Часто в секты попадают подростки из тех семей, где нет контакта детей с родителями, нет душевного тепла и подлинного интереса к делам друг друга. Для подростка секта становится семьей, в ней все равны, все братья или сестры, все любят друг друга, а ребенок не понимает, что им манипулируют. Вырвать человека из секты или из любого нового религиозного течения можно только предложив ему взамен тепло, любовь и принятие в семье.

         На западе новые религиозные течения часто пополняют дети из семей среднего класса, которые разочаровываются в меркантильных идеалах современного общества и стремятся к правильной и духовной жизни.

         Еще одно важное условие успеха секты  - это активный и привлекательный для молодежи лидер, который одним своим видом вызывает желание все делать как он, быть членом его организации, получить его одобрение. Во все времена люди создавали себе кумиров, особенно сильна такая потребность у молодежи, если парень или девушка не находят себе героя на экране TV в кино или в жизни, но вполне вероятно, что на это место попадет лидер секты. Такие лидеры требуют в обмен на понимание и уважение выполнение грязной и тяжелой работы на благо общины или личное благо лидера. К удивлению родителей их подросток безропотно пашет в общине, а дома никогда не убирал даже свою комнату.

         Современные секты и новые церкви дают своим членам мощную социальную поддержку, опираясь на колоссальные денежные состояния, которые церковь собирает и вкладывает в разные экономические предприятия. Примером может служить прошедшая в 2002 году Зимняя олимпиада, которую организовали мормоны в Солт-Лейк-Сити. Многие жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области сталкивались в электричках с пропагандистами сайентологами, т.е. последователями учения Рона Хаббарда, предлагающими решить человеку все его проблемы, если он к ним обратиться. Это учение является одной из самых доходных церквей – ежегодные доходы этой организации составляют $500 млн. в год.*

          Используя такие колоссальные средства, новые религиозные движения организуют презентации, рекламные компании, семинары, снимают для своих мероприятий стадионы и шикарные гостиницы, печатают и раздают книги и рекламные проспекты, пользуются всеми достижениями различных наук.

          Всем известно, что если есть конкуренция, то должно повышаться и качество товаров. Тот же американец Старк доказал, что данный принцип применим и к религии. «В тех странах, где устанавливается монополия какой-то одной конфессии, общий уровень участия в религиозной жизни снижается, и, наоборот, в ситуации религиозного плюрализма он возрастает».

         Конечно, есть секты, деятельность которых приводит людей к самоубийствам, сожжениям, терактам, и такие примеры живы в нашей памяти – секта «Аум сенрикё» или наше «Белое братство» и задача государства не давать таким обществам развиваться. Если уподоблять религиозное движение коммерческой фирме, то оно может мирно жить и существовать долгие годы, если правильно будет работать со своими потребителями, а духовные потребности у людей будут всегда.

         Заканчивая статью, хочется сказать, что я не знаю членов «Церкви Иисуса Христа Святых последних дней» в Бернгардовке, с виду она живет тихо и незаметно, но единственное, что бросается в глаза зимой – всегда идеально вычищенные от наледи и снега ступеньки подъезда, где находится помещение этой церкви. Даже это может кого-то привлечь.

Анна Савельева.

*из еженедельника «Власть» №42 2002 г

www.princespb.ru.

Категория: Cтатьи Анны Савельевой | Добавил: Olchick (23.01.2011) W
Просмотров: 976 | Комментарии: 2 | Теги: отношение к религии, религиозность, терпимость, религия | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 1
1 Анна  
0
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» в Бернгардовке закрылась несколько лет назад. Теперь только православный храм тоже чистенький и аккуратный!

Имя *:
Email *:
Код *: