Встречаются
два друга, болтают, один говорит: «Вот решил обои переклеить у себя в комнате,
где мастера найти не знаешь?» Второй отвечает: «Ты что сам не можешь – это же
не так сложно! Тем более комната у тебя небольшая!» Первый – «Ну нет, я вообще
руками ничего делать не умею, Мне с детства говорят, что у меня руки не из того
места растут.»
Знакомая
фраза? Многие из нас слышали ее от людей, а может кто-нибудь, так говорил о
Вас?
Наша голова с
самого детства забивается подобными «посланиями», которые имеют свойство
восприниматься нами как истинная правда, как наша неотъемлемая особенность.
Вот они наши
враги:
Мне слон на ухо наступил…
Руки у тебя криво заточены…
Ну, нет, продавать я не могу…
У меня нет к этому способностей …
Я не могу отказать, когда меня
просят…
От меня ничего не зависит…
И тому
подобное – список бесконечный. Откуда берутся эти враги? Как с ними бороться?
Кто может спросить – а зачем с ними бороться? Затем, что за этими фразами стоят
наши хронические проблемы – страх, что я хуже других, страх, что я не справлюсь
с каким либо делом, страх негативной оценки своего поведения другими людьми и
многие другие. Эти страхи определяют наше поведение, ограничивают его, они
«работают» постоянно и наносят колоссальный ущерб человеку в жизни, в итоге,
жизнью часто управляет не сам человек, а его хронический страх.
Хронические
страхи человек не воспринимает как проблемы, не осознает их, он их не отделяет
от себя, от своего характера, эти проблемы с человеком всегда «по жизни», где
бы он ни находился. Существуют два основных хронических страха:
1.Я не
достаточно хорош. (разновидности его – неуверенность в себе, страх отвержения,
ревность, страх не быть компетентным, не быть идеальным, и многие другие)
2.
Беспомощность.
Эти страхи
легко распознать по определенным словам, таким как: «не знаю», «не могу», «не
получится», «всегда», «никогда», «все», «никто» и другие.
Природа
возникновения хронических страхов как всегда уходит корнями в наше детство.
Возникают они в результате систематического подавления, критики и запретов на
разных стадиях формирования личности ребенка.
Есть такой
период в жизни человека – от 2 до 3-х лет, в который ребенок начинает хотеть
все сделать сам (умываться одеваться, есть и пр.), он имеет огромное желание
исследовать предметы и манипулировать ими, т.е. ребенок пытается быть
автономным, не зависимым от родителей, у него начинает развиваться
самоконтроль. В это время родители должны быть готовыми предоставлять ребенку
свободу типа «пусть попробует», давать возможность контролировать свои
действия, и делать выбор, конечно в рамках безопасности для жизни. Чрезмерный
контроль, раздражительность, нетерпение родителей, фразы типа «не делай это, у
тебя не получится, ты маленький, ты все сломаешь…», могут привести в будущем к
постоянной склонности человека к сомнениям, стыду, неуверенности в себе,
нерешительности, робости, к страху отстаивать свои права, к постоянному поиску
помощи и поддержки у окружающих. Так что, если ваш ребенок захотел помыть
тарелки и разбил их, не торопитесь говорить ему : «У тебя такие же дырявые
руки, как и у твоего папы», из-за таких невинных фраз может развиться
уверенность ребенка в том, что он не может мыть не только посуду, но и вообще
ничего делать не может. Родители должны
убеждать ребенка, что он сильный, и что у него все хорошо получится. Причем,
взрослые люди почти никогда не помнят, что им говорили в детстве, такие
«послания» сидят в нашем подсознании и руководят нами в принятии решений, и со
временем сила «посланий» не угасает.
Еще один очень
важный период жизни, когда ребенок начинает овладевать инициативой, приходится
на возраст 4-6-7 лет. В этом возрасте дети начинают чувствовать, что их
воспринимают как людей, считаются с ними, что жизнь для них имеет цель. Мир
вокруг маленького человека требует от него активности, умения решать новые
задачи, приобретения новых навыков. На этом этапе очень важно, как родители
относятся и инициативе ребенка. Инициативности способствует признание
родителями права на любознательность, творчество, нельзя высмеивать и тормозить
фантазию ребенка. Дети в этом возрасте очень предприимчивы, им интересен
процесс «делания», для них взрослый – образец для подражания. Запрет на
«делание» (глажка белья, стирка, мойка и пр.) порождает безынициативность. Прерывание
ребенка в его поисковой активности может привести в будущем к беспомощности – к отказу от действия
раньше, чем человек попробовал что-то сделать – «ну, у меня все равно ничего не
получится».
Одна
девочка впервые пришла в детский сад, подошла к машине, сделанной из
конструктора, разобрала ее и сделала из этих же блоков конструктора какую-то
другую фигуру, воспитательница подошла к девочке и отругала ее, сказала, что та
сломала такую хорошую вещь, а сделала непонятно что, и что девочка очень
плохая. В итоге, у этого ребенка произошло очень сильное нервное потрясение,
девочка дома стала постоянно спрашивать у родителей: «Я плохая?» и отказалась
ходить в садик. Спустя несколько лет этот ребенок стал ходить в школу, и,
несмотря на очень хорошие способности, девочка постоянно отказывалась
попробовать сделать что-то новое, даже не начиная решать задачу, она говорила,
что задача, наверное, трудная, и она не сможет ее решить.
Постоянный
страх сделать что-то неправильно, неуверенность в себе, тревожность – вот результат
стресса, перенесенного ребенком в детском саду. Приведенный пример является
крайностью, часто подобные ситуации дети переживают менее болезненно, однако
резкие замечания сделанные значимым лицом – мамой или папой, быстро
записываются в памяти ребенка и начинают работать на полную катушку.
Помимо
хронических страхов мы привержены очень многим стереотипам в поведении и
восприятии окружающей действительности, которые также мешают нам в жизни
достигать целей. Чего стоит стереотип «Мужчина не должен плакать и проявлять
свои чувства» поговорим в следующий раз.
Ждем
ваших откликов и вопросов по адресу редакции или по электронной почте.
Савельева Анна.
savel67@mail.ru www.princespb.ru
|