Воскресенье, 19.05.2024, 01:21

Центр практической психологии
"Формула Победы"

Категории раздела
Список тегов
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 22
Друзья сайта



Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Анна Савельева » Cтатьи Анны Савельевой

Как «слон на руки наступил»…
   

Встречаются два друга, болтают, один говорит: «Вот решил обои переклеить у себя в комнате, где мастера найти не знаешь?» Второй отвечает: «Ты что сам не можешь – это же не так сложно! Тем более комната у тебя небольшая!» Первый – «Ну нет, я вообще руками ничего делать не умею, Мне с детства говорят, что у меня руки не из того места растут.»

Знакомая фраза? Многие из нас слышали ее от людей, а может кто-нибудь, так говорил о Вас?

Наша голова с самого детства забивается подобными «посланиями», которые имеют свойство восприниматься нами как истинная правда, как наша неотъемлемая особенность.

Вот они наши враги:

Мне слон на ухо наступил…

Руки у тебя криво заточены…

Ну, нет, продавать я не могу…

У меня нет к этому способностей …

Я не могу отказать, когда меня просят…

От меня ничего не зависит…

И тому подобное – список бесконечный. Откуда берутся эти враги? Как с ними бороться? Кто может спросить – а зачем с ними бороться? Затем, что за этими фразами стоят наши хронические проблемы – страх, что я хуже других, страх, что я не справлюсь с каким либо делом, страх негативной оценки своего поведения другими людьми и многие другие. Эти страхи определяют наше поведение, ограничивают его, они «работают» постоянно и наносят колоссальный ущерб человеку в жизни, в итоге, жизнью часто управляет не сам человек, а его хронический страх.

Хронические страхи человек не воспринимает как проблемы, не осознает их, он их не отделяет от себя, от своего характера, эти проблемы с человеком всегда «по жизни», где бы он ни находился. Существуют два основных хронических страха:

1.Я не достаточно хорош. (разновидности его – неуверенность в себе, страх отвержения, ревность, страх не быть компетентным, не быть идеальным,  и многие другие)

2. Беспомощность.

Эти страхи легко распознать по определенным словам, таким как: «не знаю», «не могу», «не получится», «всегда», «никогда», «все», «никто» и другие.

            Природа возникновения хронических страхов как всегда уходит корнями в наше детство. Возникают они в результате систематического подавления, критики и запретов на разных стадиях формирования личности ребенка.

Есть такой период в жизни человека – от 2 до 3-х лет, в который ребенок начинает хотеть все сделать сам (умываться одеваться, есть и пр.), он имеет огромное желание исследовать предметы и манипулировать ими, т.е. ребенок пытается быть автономным, не зависимым от родителей, у него начинает развиваться самоконтроль. В это время родители должны быть готовыми предоставлять ребенку свободу типа «пусть попробует», давать возможность контролировать свои действия, и делать выбор, конечно в рамках безопасности для жизни. Чрезмерный контроль, раздражительность, нетерпение родителей, фразы типа «не делай это, у тебя не получится, ты маленький, ты все сломаешь…», могут привести в будущем к постоянной склонности человека к сомнениям, стыду, неуверенности в себе, нерешительности, робости, к страху отстаивать свои права, к постоянному поиску помощи и поддержки у окружающих. Так что, если ваш ребенок захотел помыть тарелки и разбил их, не торопитесь говорить ему : «У тебя такие же дырявые руки, как и у твоего папы», из-за таких невинных фраз может развиться уверенность ребенка в том, что он не может мыть не только посуду, но и вообще ничего делать не может.  Родители должны убеждать ребенка, что он сильный, и что у него все хорошо получится. Причем, взрослые люди почти никогда не помнят, что им говорили в детстве, такие «послания» сидят в нашем подсознании и руководят нами в принятии решений, и со временем сила «посланий» не угасает.

Еще один очень важный период жизни, когда ребенок начинает овладевать инициативой, приходится на возраст 4-6-7 лет. В этом возрасте дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей, считаются с ними, что жизнь для них имеет цель. Мир вокруг маленького человека требует от него активности, умения решать новые задачи, приобретения новых навыков. На этом этапе очень важно, как родители относятся и инициативе ребенка. Инициативности способствует признание родителями права на любознательность, творчество, нельзя высмеивать и тормозить фантазию ребенка. Дети в этом возрасте очень предприимчивы, им интересен процесс «делания», для них взрослый – образец для подражания. Запрет на «делание» (глажка белья, стирка, мойка и пр.) порождает безынициативность. Прерывание ребенка в его поисковой активности может привести в будущем  к беспомощности – к отказу от действия раньше, чем человек попробовал что-то сделать – «ну, у меня все равно ничего не получится».

            Одна девочка впервые пришла в детский сад, подошла к машине, сделанной из конструктора, разобрала ее и сделала из этих же блоков конструктора какую-то другую фигуру, воспитательница подошла к девочке и отругала ее, сказала, что та сломала такую хорошую вещь, а сделала непонятно что, и что девочка очень плохая. В итоге, у этого ребенка произошло очень сильное нервное потрясение, девочка дома стала постоянно спрашивать у родителей: «Я плохая?» и отказалась ходить в садик. Спустя несколько лет этот ребенок стал ходить в школу, и, несмотря на очень хорошие способности, девочка постоянно отказывалась попробовать сделать что-то новое, даже не начиная решать задачу, она говорила, что задача, наверное, трудная, и она не сможет ее решить.

Постоянный страх сделать что-то неправильно, неуверенность в себе, тревожность – вот результат стресса, перенесенного ребенком в детском саду. Приведенный пример является крайностью, часто подобные ситуации дети переживают менее болезненно, однако резкие замечания сделанные значимым лицом – мамой или папой, быстро записываются в памяти ребенка и начинают работать на полную катушку.

            Помимо хронических страхов мы привержены очень многим стереотипам в поведении и восприятии окружающей действительности, которые также мешают нам в жизни достигать целей. Чего стоит стереотип «Мужчина не должен плакать и проявлять свои чувства» поговорим в следующий раз.

            Ждем ваших откликов и вопросов по адресу редакции или по электронной почте.

Савельева Анна.

savel67@mail.ru

www.princespb.ru

Категория: Cтатьи Анны Савельевой | Добавил: Olchick (28.12.2010) W
Просмотров: 554 | Теги: беспомощность, страхи, самостоятельность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: