Через
несколько дней 1 сентября, наши дети пойдут в школу. Взрослые, вспоминая
школьные годы, могут рассказать и о хорошем – друзья, походы, первая любовь и о
плохом, о том, от чего страдал - о злом
или придирчивом учителе, о драках, дразнилках или страхе перед плохими
оценками. Плохое с годами вытесняется из памяти, однако пока ребенок растет и
ходит в школу все это его страшно тревожит, в итоге – хронические заболевания и
стрессы.
Первый
школьный стресс происходит у первоклассников, которые из теплой и уютной
атмосферы детского сада или дома попадают в новый мир – мир школы. Наша школа –
это четкая структура, где ученик должен уметь слушаться учителя и подчиняться
его требованиям, работать на уроке в высоком темпе, делать домашнюю работу,
даже если она тебе не нравится и не интересна. С таким набором требований
справляются далеко не все дети, уметь читать и писать для первоклассника не
означает безусловную готовность к школе, ребенок должен уметь подчиняться
правилам и быть в состоянии усвоить новую для него социальную роль – роль
ученика.
В прошлом году
отменили трехлетнюю систему обучения в начальной школе, теперь любой
первоклассник учится в начальной школе 4 года, из-за этого многие родители
решили, что можно отдавать ребенка в школу с шести лет, не учитывая его
способности и здоровье. Спор о том, с какого возраста лучше учить детей продолжается
уже давно, спорят родители, учителя, психологи, даже каждый взрослый имеет свое
мнение на этот счет.
Еще 20 лет
назад в Советском Союзе проводились полномасштабные исследования этой проблемы.
Что говорят нам научные данные?
Медицинские наблюдения показали, что к семи годам дети, обучавшиеся с
шести лет в школе, начинают отставать в физическом и психическом развитии от
своих сверстников, посещавших детский сад. У таких детей выявляются признаки
характерные для хронического переутомления – повышение артериального давления и
снижение частоты сердечных сокращений, а концу первого класса у таких детей
снижается работоспособность, исследователи отмечали явную невротизацию
шестилеток и даже детей шести с половиною лет. В психологическом аспекте у них
также была выявлена повышенная тревожность, низкая самооценка, снижение
творческой активности, выражающейся у нормального ребенка в желании что-то
нарисовать или смастерить. Эти данные говорят о том, что шестилетние дети не
готовы к жесткой системе школьного обучения с обязательными заданиями, оценками
и контролем. Медико-биологические исследования нашего времени показывают, что
80% современных шестилеток не готовы учиться в школе, у них в 2 раза чаще, чем
в детском саду наблюдаются невротические реакции, нарушения зрения, различные
психосоматические заболевания – бронхиальная астма, нейродермит, энурез, заболевания
пищеварительной системы, также высокий уровень школьной тревожности.
Специалисты в области педагогики, медики и психологи предупреждают, что все это
приводит к трудностям в обучении шестилетних детей и разрушает их здоровье.
Каков же мировой
опыт? В большинстве цивилизованных стран принято отдавать детей в школу с
5-6-ти лет, а в начальной школе дети учатся 4 и более лет. В США и Европе
младшая школа для детей 5-7 лет очень похожа на наш детский сад. То, что наши
дошкольники «изучают» в старшей и подготовительной группе соответствует уровню
второго или третьего класса европейской начальной школы. Формы обучения в
начальной школе на Западе отличаются от нашей традиционной школьной системы,
там детям не ставят оценки, они не сидят за партами, свободно общаются с
учителем-воспитателем, играют, читают сказки, поют песенки. Дети рисуют лежа на
полу, отвечают на вопросы, расположившись на коврике вокруг учителя. В западной
начальной школе задача воспитателя – организовать игру, в которую было бы
интересно играть детям, и в которой по ходу дела можно было бы усваивать
полезные знания.
Для
дошкольника ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра – дети играют в
доктора и больного, в дочки-матери, в учителя и ученика в магазин и пр. В этих
играх они осваивают правила социальной жизни, развивают свое воображение,
умение подчиняться правилам, развивают навыки общения в разных ситуациях. Чем
больше ребенок играет и сохраняет способность играть – тем лучше для его
развития. Игра формирует в человеке все, что нужно для дальнейшей нормальной
жизни – даже учебные навыки формируются в игре. Педагоги считают, что
шестилетнего ребенка нельзя «приковывать» к столу, дети должны играть,
рисовать, лепить и двигаться, развивать свои моторные навыки.
Так что,
уважаемые родители, не спешите отдавать своих шестилетних детей в школу! Не
лишайте их возможности наиграться!
А теперь с
детьми, которые уже учатся в школе или собираются в школу можно провести
простенький тест. Взять лист белой бумаги, карандаши (можно цветные), ластик и
попросить ребенка нарисовать школу и себя в школе. Полную расшифровку этого
теста может сделать только специалист, но внимательные родители поймут по
рисунку основное – хорошо ребенку в школе или нет. Большие размеры рисунка,
применение ярких цветовых оттенков говорит о хорошем расположении духа ребенка,
о раскованности, отсутствии напряжения и утомления, если ребенок помещает себя
в классе за партой вместе с другими детьми и учительницей, то значит, ему
нравится роль ученика.
О том, с
какими еще проблемами сталкивается ребенок в школе, и взрослые в повседневной
жизни поговорим в следующих статьях. Пишите нам по адресу.
Савельева Анна.
|