Вторник, 15.10.2024, 02:39

Центр практической психологии
"Формула Победы"

Категории раздела
Список тегов
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 22
Друзья сайта



Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Анна Савельева » Cтатьи Анны Савельевой

Профориентация
 Профориентация. Часть первая – лирическая.

Когда я слышу слово «профориентация», я мысленно переношусь в солнечные советские времена, когда к нам в школу приходили агитаторы из профтехучилищ, техникумов и зазывали поступать к ним в заведение, говорили о романтике профессии, о том, что форму дадут и стипендию будут платить, общежитием обеспечат – в общем, все будет хорошо - трудоустройство в прекрасный рабочий коллектив тебе гарантировано, и будешь ты счастлив! Знакомо?

Потом помню, как я сидела перед открытым окном на кухне в далеком южном городе и листала «Справочник для поступающих в ВУЗы», а мама варила борщ и обсуждала со мной эту заманчивую информацию о столичных институтах. Вся жизнь была впереди – радостная и многообещающая…

Вот прошло много лет, мир вокруг изменился как в кинофантастике, может быть современные молодые люди менее романтичны и наивны, но они по-прежнему задаются вопрос – «Кем быть? Каким быть?»

Я давно уже живу в столичном городе, получила 2 образования и являюсь профессиональным профконсультантом, но мне все еще интересно – как человек выбирает профессию, что он при этом думает, что его вдохновляет – как он делает выбор, есть ли в душе романтичная искра – не угасла ли она, насколько реклама и дух глянцевых журналов одурманили нас?

Интересно поговорить на эту тему, я опишу свои мысли и с удовольствием прочитаю комментарии.

Все начинается с вопроса, который задают детям «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Детки отвечают: «Я буду шофером, балериной, учительницей, военным, доктором, моряком, моделью….». Вы помните свои ответы? Может быть, эта мечта живет в душе взрослого человека до сих пор? Детские желания дают много информации для анализа, для понимания личности, ее ценностей, с такого вопроса начинают свою работу с клиентом многие профконсультанты.

Одна женщина, которой 40 лет и она сменила много работ, отвечая на этот вопрос, начинает улыбаться и с удовольствием рассказывать – как она мечтала быть «швейкой», шить наряды женщинам и детям, как она обшивала своих кукол, шила себе и была по-настоящему счастлива, когда видела, как все красиво получается. И ради чего нужно было отказываться от своей мечты?

Кто-то скажет: «Какая ерунда, да мало ли что взбредет в голову ребенку!» Можно отмахнуться от своей детской мечты, но часто так бывает – живет человек, меняет работы, но что-то гложет, грызет червячок в глубине души. Иногда мечта выливается в хобби, иногда, отпахав всю жизнь на нелюбимой работе, человек выходит на пенсию и тогда «жизнь только начинается».

Вспоминается призыв мыслителя ОШО «Будь подлинным!» Его можно применять к жизни в целом и к выбору профессии в частности. Когда я провожу занятия по выбору профессии с учащимися старших классов, я всегда зачитываю им слова из книги ОШО. Цитата довольно длинная, но как нельзя лучше раскрывает смысл темы нашего разговора. Очень хочется ее привести:

«…Быть подлинным значит оставаться верным своему собственному существу. Как оставаться верным?

Первое: никогда никого не слушай, когда тебе говорят кем-то быть. Всегда слушай свой внутренний голос, кем ты хотел бы быть; иначе вся твоя жизнь будет потрачена впустую. Твоя мать хочет, чтобы ты был инженером, отец хочет, чтобы ты был доктором, а ты хочешь быть поэтом. Что делать? Конечно, мать права, потому что быть инженером экономически целесообразнее, полезнее. Отец тоже прав, врач – хороший товар на рынке, который имеет рыночную ценность. Поэт? Ты что, сошел с ума? Ты, что ненормальный? Поэты – это проклятые люди. Никто их не хочет. Они никому не нужны; мир может существовать без поэзии… Мир не может существовать без инженеров, миру нужны инженеры. Если ты нужен, ты имеешь ценность. Если ты не нужен, ты не несешь в себе никакой ценности.

Но если ты хочешь быть поэтом, будь поэтом… Может быть, ты никогда этим не разбогатеешь, но не беспокойся об этом, потому что иначе ты можешь стать очень хорошим инженером, заработать много денег, но никогда не станешь состоявшимся. Ты всегда останешься жаждущим, твое внутреннее существо будет жаждать стать поэтом.

Я слышал об одном большом ученом, хирурге, которому присудили Нобелевскую премию. Его спросили: «Когда Вам присудили Нобелевскую премию, Вы не выглядели счастливым. В чем дело?»

Он сказал: «Я всегда хотел быть танцором. Прежде всего, я никогда не хотел быть хирургом. Я стал хирургом….. и это бремя. Я просто хотел быть танцором, но танцую я очень плохо – и это моя боль и тоска. Каждый раз, когда я вижу, что кто-то танцует, я так несчастен, я в таком аду. Что мне делать с Нобелевской премией? Она не может стать для меня танцем, она не может дать мне танца».

Да, поэтом быть не выгодно, выгодно быть банкиром, строителем, программистом, бухгалтером, нужно быть умеренным, сдержанным, рациональным. Большинство молодежи именно к этому и стремится – под влиянием СМИ и родителей. Но не все люди обладают такими чертами характера и интеллектуальными способностями! Хорошо, когда у тебя нет акцентуаций и твой профиль по ММPI «относится к конкордантной норме», т.е. человек является гармоничной личностью. Трудней всего найти себя в жизни и в профессии именно людям с ярким характером, «неудобным» личностям,  «бунтарям» и творческим натурам, тем, для кого важно служение – родине, людям, искусству. Таких акцентуированных личностей очень много, внешне это нормальные люди, но в душе у них горит «огонь желаний», и, наверное, не стоит его гасить!

Давайте вспомним, какие фильмы мы любим? О банкирах и бухгалтерах? Нет, мы наслаждаемся киноисториями о супергероях, о ковбоях, об отважных, смелых и ловких командирах звездолетов и кораблей, об укротителях тигров, о «женщине, которая поет» и пр.

         В помощи профконсультанта нуждаются именно такие люди, у них меньше адаптивных способностей, чем у гармоничных личностей, поэтому поиск оптимальной для них профессиональной «ниши» - и есть цель профориентации - не погасить искру в душе, быть успешным в своей профессии и счастливым жизни!

 

 


Профориентация. Часть вторая – Научно-практическая.

         Нужно ли вообще обращаться к специалистам-профконсультантам? Ведь молодой человек тоже не дурак – книжки читает, весь Интернет прошерстил, с родителями-родтственниками-друзьями много раз все обсудил, а они уж его лучше знают, чем посторонний консультант. Так многие и поступают, только через несколько лет оказывается, что отучился человек несколько курсов в ВУЗе, потратил деньги и время, помотал нервы родителям  и себе, заваливая сессии, и понял – что не тому учится и не там. Последствия неосознанного выбора могут быть просто неприятными, а могут быть и катастрофическими – вплоть до алкоголизма, наркомании или глубокой депрессии.

Выбор жизненного пути не менее серьезное дело, чем лечение зубов, а ведь в последнем случае у нас не возникает сомнений по поводу обращения к специалисту-стоматологу. Обращение за помощью к профконсультанту – это, как минимум, возможность избежать ошибок в планировании своей профессиональной карьеры, а как максимум – выбор профессии, сферы деятельности, стиля деятельности, соответствующих индивидуальным характеристикам человека, чтобы испытывать на работе «радость созидательного труда».

Когда психолог входит в класс, подростки часто встречают его словами «Дайте нам какой-нибудь тестик, чтобы определить, кем быть!» Дети интуитивно чувствуют, что профориентация не обходится без диагностики, т.е. прежде чем давать рекомендации по выбору профессии профконсультант вместе с оптантом (так на научном языке называется человек-клиент профконсультанта) обсуждает и анализирует результаты довольно большого количества тестов и методик.

Можно по-разному относиться к тестам, верить и не верить в результаты, говорить, что это – не правда, но профориентация – это область психологии, а психология – это наука, а у науки есть свои методы изучения явлений и феноменов, тесты – это одни их них. Опытный профконсультант использует в своей работе проверенные тесты и методики для того, чтобы изучить индивидуально-психологические качества человека, физиологические возможности, интеллектуальный потенциал.

Современная жизнь предъявляет к человеку требования совершенно другого порядка, чем даже несколько десятилетий назад. В современном автоматизированном и компьютеризированном производстве на первый план выходят интеллектуальные возможности человека, т.к. необходимо создавать и обслуживать сложнейшие технические устройства, владеть иностранными языками, уметь гибко переходить от старого к новому. Так чем же может помочь профконсультант, что он изучает и как работает?

 Обучение в ВУЗе обычно занимает 6 лет, а в профессиональном колледже – до 4-х лет, да еще и образование зачастую платное, поэтому в целях экономии времени и средств очень полезно заранее знать возможности своего интеллекта. Возможности интеллекта изучаются с помощью тестов интеллекта, одним из таких тестов является тест структуры интеллекта Амтхауэра. С помощью этого инструмента можно определить структуру и уровень развития интеллекта, а также понять – какое высшее образование лучше получать человеку, какую профессию и какие знания ему будет легко осваивать, а на что и замахиваться не стоит. Помимо ценности таких данных для выбора сферы профессиональной деятельности, любому человеку интересно знать – насколько он «умный», какие способности у него развиты лучше, а какие хуже. Т.к. данный тест имеет нормы (данные Л.А.Ясюковой), то можно сравнить свои результаты с интеллектуальными показателями работающих специалистов в интересующей профессии.  В результате можно оценить способности человека к техническим, математическим, общественным наукам, к медицинской и естественно-научной деятельности, способности к освоению иностранных языков и пр.

Индивидуально-психологические качества человека не менее важны, чем интеллект. Все понимают, что бухгалтер или программист должны быть усидчивыми и спокойно переносить монотонный труд и не быть экстравертами, а учитель или адвокат – это совершенного другого типа люди, для которых важно быть общительным и в какой-то мере артистичным. Такой мощный тест как MMPI (СМИЛ) профконсультатны используют как раз для таких целей – чтобы получить многосторонний портрет человека, оценить его мотивацию, самооценку, стиль взаимодействия с людьми, лидерские черты, черты характера, тип реагирования на стресс, возможные проблемы в адаптации, профессионально важные свойства и пр.

         Творческие способности также можно «измерить» с помощью тестов креативности и творческих способностей, результаты могут сказать о гибкости ума, об оригинальности, о продуктивности – способности генерировать большое количество идей и о других особенностях творческого мышления. Тесты креативности вызывают много споров среди специалистов-психологов, отношение к ним неоднозначное, но эти тесты интересно делать  - мозг начинает работать в непривычном режиме – ему нужно придумывать что-то новое, а такое в жизни делать приходится редко, чаще всего мы ориентированы на поиск единственно правильного ответа, так уж нас в школе воспитали. После выполнения таких тестов начинаешь понимать, какие муки творчества испытывают писатели, поэты, дизайнеры, журналисты, художники и прочие представители творческих профессий. А еще понимаешь, что и сам можешь ТВОРИТЬ – в меру своих способностей, конечно!

         В этой статье описаны только некоторые методики, которые используются в процессе профконсультирования, на самом деле арсенал консультанта очень широк и разнообразен, каждый специалист применяет свои методы исследования личности в зависимости от цели консультирования, от особенностей оптанта и пр. В любом случае – работа по выбору профессии – это очень интересный и захватывающий процесс, таящий много открытий и озарений.

На профконсультаюцию приходят не только выпускники школ, т.е. молодые люди, но и клиенты более старшего возраста, поскольку профессия не выбирается один раз на всю жизнь, обстоятельства вынуждают нас переезжать, рожать детей, отходить от активной работы и опять окунаться в нее. В настоящее время перед специалистом часто ставятся задачи помочь человеку спланировать карьеру или помочь в жизненном самоопределении в связи с возрастными кризисами или в связи с изменением ситуации на рынке труда.

Обращение к профконсультанту поможет вам осмысленно, опираясь на факты, без лишних эмоций принять правильное жизненное решение, а еще такое общение станет одним из полезных, ярких и запоминающихся событий Вашей жизни!

Савельева Анна
www.princespb.ru

Категория: Cтатьи Анны Савельевой | Добавил: Olchick (23.01.2011) W
Просмотров: 3841 | Теги: планирование карьеры, склонности, профориентация, интересы, задатки, выбор провессии | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: